Искусство Тайцзи-цюань как внешнее проявление даосской внутренней алхимии (нэйдань).
(ЧОМ, Алхимия Тайцзи-цюань. Кн. 1. Серия "Даосская алхимия")

Что такое Тайцзи-цюань?
Где его источник?

Этот источник можно попытаться найти в историческом прошлом и привязать образование форм Тайцзи к какой-либо легенде, так, как это, к примеру, пытаются сделать те, кто связывает появление искусства Тайцзи-цюань с именем Чжан Саньфэна или даже Хуа То. Но это скорее всего ограничивает понятие Тайцзи, чем раскрывает его. Как может быть беспредельное выражено ограниченным? Попытка приписать создание этого метода неким личностям не может отобразить объёмную конструкцию, скрытую за знанием Тайцзи (Великого предела), хотя и облегчает понимание на каком-то этапе.

Говоря о Тайцзи-цюань, мы можем лишь коснуться неких граней этого понятия. Однако, чтобы понять это до конца, требуется в первую очередь внутренняя готовность того, кто практикует эту систему. Дао никогда не будет иметь формы для тех, кто не обратил свой взор на свою внутреннюю природу. Оно бесформенно. Форма обретается только практикующими. Для них даосизм предлагает различные инструменты, открывающие дверь к Дао. Одним из таких инструментов и является Тайцзи-цюань.

Приблизительно во II веке н.э. стало возможным выделение в даосских практиках двух путей: пути, проповедуемого отшельниками и пути религиозного построения, основанного на культе предков и священных сил. Внутренние алхимические техники, куда собственно и входили формы Тайцзи, стали основными практиками отшельников. Именно они развили основные внутренние практики и сформировали основные алхимические системы, из которых впоследствии и развились
Тайцзи-цюань, Багуа-чжан и Синъи-цюань.

В практике внутренней алхимии (нэй дань), огонь, разжигаемый внутри, может поглотить человека целиком, что станет причиной его падения и здесь нужна форма, которая была бы в состоянии удерживать этот огонь, регулировать его и направлять. В этом можно увидеть изначальную задачу форм Тайцзи.

"Чэньши" - надпись в стиле "да чжуань"

Миллионы людей занимаются искусством Тайцзи-цюань лишь имитируя внешнюю форму, но при этом не имеют должного понятия о том, чем занимаются. Большая часть этих людей связывают это искусство с философией Тайцзи по принципу "пусть лучше так, чем никак". Но ведь Тайцзи-цюань является одной из форм внутренне алхимического процесса. Та система Тайцзи-цюань, которая предлагается сейчас во всём мире, скорее удаляет от понятия Тайцзи, чем приближает к нему. Если считать основателем Тайцзи-цюань Чжан Саньфэна, что очень спорно, но исторически принято, то можно сказать, что он тот, кто спрятал знания о внутреннем превращении ещё глубже и запечатал их. До Чжан Саньфэна практикующие искусство внутренних превращений достигали результатов быстрее, чем те, кто с появлением Тайцзи-цюань, закручивая энергию посредством этих техник увлеклись игрой в бисер.

Конечно, здесь виновен не Чжан Саньфэн. Он всего лишь продемонстрировал внутреннее вовне. Если кого-то здесь и считать виноватым, так это те миллионы занимающихся, которые не смогли довести это искусство до совершенства, а также время, изменившее ход энергетических процессов в теле человека. Журавль и змея, которых наблюдал великий мастер, это неболее чем движение энергии Неба и Земли , приобретающее определённую форму при соединении их посредством третьей составляющей, которой и является человек.

Тайцзи-цюань в настоящее время представлено четырьмя основными направлениями:

  • Школа семьи Чень.
  • Школа семьи Ян.
  • Школа семьи У.
  • Школа семьи Сунь.

Именно в такой последовательности следует рассматривать эти направления, и дело здесь не в историческом знании, а в форме работы с энергией. Если Чжан Саньфэн запрятал суть Тайцзи, то Ян Лючан спрятал и корни, образовав стиль Ян. И тот и другой, предложив свои вариации развития энергии в Тайцзи, работали и над тем, что этому предшествовало (практика внутренней алхимии). Проблемой же Тайцзи-цюань сегодня как раз и является то, что это следствие, а не причина. Стиль Ян на сегодняшний день - самый массовый из стилей Тайцзи-цюань и самый потерянный для внутренней алхимии. Как оздоровительная техника он неоспорим и даже можно допустить его значение как воинского искусства с пятью процентами КПД. Но как направление, создающее и трансформирующее энергию, этот стиль потерян. Если рассматривать выполнение Тайцзи-цюань в привычном для многих плане, то оно описывается системой Последующего Неба (по Вэнь Вану), а порядок Прежнего Неба (по Фу Си) отображает в этом случае то, что внутри. Если же рассматривать Тайцзи-цюань в его исходном значении, где покой - основа движения, то тогда система Прежнего Неба (по Фу Си) становится внешним кругом, а система Последующего Неба (по Вэнь Вану) - внутренним.


Тайцзицюань - каллиграфия в стиле "Синшу"

Подводя итоги, можно выделить, что до конца четырнадцатого века все техники Тайцзи носили чисто алхимическое понятие, пока отшельник по имени Чжан Саньфэн не создал из них систему, которая в последствии и обозначилась как Тайцзи-цюань. Он определил двадцать четыре статических положения, которые были необходимы для выплавления внутренней пилюли. В дальнейшем он же придал им связь или переходы.

Сегодня Тайцзи-цюань лишь отдалённо напоминает то, что разработал Чжан Саньфэн, но, безусловно, может считаться наследием тех знаний, что были изначально заложены в эту систему, а именно - выплавление внутренней пилюли посредством физических упражнений в восьми направлениях.

Hosted by uCoz